Автор: Клишина Елена Михайловна Категория: Новости округов
Опубликовано 20 Декабрь 2016

(Аналитический отчёт о результатах реализации проекта «Сетевые формы реализации образовательных программ ОО» в образовательных организациях г.Бийска)

 

Завершается календарный 2016 год и первая половина учебного 2016-2017. Время подведения итогов по разным направлениям деятельности образовательных организаций и планирования новых перспектив. Развитие образовательной организации и образовательной практики всегда было связано с разработкой и реализацией проектов. Проект – это инструмент поиска и оформления новых норм в управленческой и образовательной деятельности. Норм, изменяющих, обновляющих уже сложившуюся практику и управления, и образования. Практику, нередко не поспевающую за изменениями в обществе, не всегда способную отвечать новым вызовам в социально-экономической сфере жизни общества и образовательным запросам учащихся и их законных представителей – родителей. Настоящий проект, разработанный под решение актуальной социально-педагогической проблемы, имеющий цель и адресатов, обеспеченный ресурсами, всегда меняет привычное функционирование школы, вызывает процессы, называемые инновационными, вызывающими «ревизию» давно сложившегося опыта, его переоценку, экспертизу происходящих изменений, оформление нового опыта и внедрение его в широкую практику.

Для образовательной сети г. Бийска одним из таких проектов стал муниципальный проект «Сетевое взаимодействие как средство формирования ключевых компетенций, повышения качества, доступности и открытости образования». Запущенный в 2013 году в нескольких школах города как муниципальный, в 2014-2015 учебном году проект реализовывался в рамках краевого проекта по направлению «Внедрение в практику сетевых форм реализации образовательных программ в 2014-2015 году». В качестве ресурсных учреждений в проект изначально вошли МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» (директор М.С. Ресслер) и МБОУ «Гимназия №1» (директор И.В. Рыжкова). Основаниями для отбора было самоопределение руководителей и коллективов учреждений, выражающееся в готовности взять на себя позицию основных разработчиков в проектной команде и в готовности участвовать в различных краевых конкурсах и программах, позволяющих укреплять и развивать кадровый потенциал учреждения и его материально-техническую базу. Другие школы города, участвовавшие в проекте в качестве базовых школ, тоже занимали активную позицию разработчиков и участников проекта.
Концепция, содержание, особенности организации деятельности школ, участвующих в проекте, цели и задачи, решаемые партнёрами в проекте, достигнутые результаты и осознанные проблемы освещались на научно-практических конференциях и форумах, ежегодной образовательной выставке Бийского образовательного округа, в публикациях на образовательных сайтах и порталах края:
http://ooak.akipkro.ru/index.php/novosti-okrugov/332-20160517-1

http://ooak.akipkro.ru/index.php/novosti-okrugov/221-20150415-1

http://ooak.akipkro.ru/index.php/novosti-okrugov/220-20150407-1

http://ooak.akipkro.ru/index.php/novosti-okrugov/201-20150209-10

http://ooak.akipkro.ru/index.php/novosti-okrugov/201-20150209-10

http://rubschool11.ucoz.ru/publ/distancionnoe_obuchenie/novosti/statja_setevoe_vzaimodejstvie_obrazovatelnykh_uchrezhdenij_sostojanie_problemy_perspektivy/41-1-0-859

http://www.educaltai.ru/news/common/20565/

http://www.akipkro.ru/forum/video2016/4333-mbou-sosh-12-goroda-bijska.html

 

В текущем учебном году практика реализации образовательных программ в сетевой форме в школах города Бийска стала нормативной, «сетевые» классы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» и МБОУ «Гимназия №1» работают в штатном режиме, в режиме функционирования. За прошедшие 3 года разработки, запуска и реализации проекта в муниципальной системе образования разработана и успешно апробирована модель реализации концепции профильного обучения старшеклассников, не только обеспечивающая новое качество общего образования, но и способствующая осознанному выбору старшеклассниками профессии и образовательного учреждения соответствующего профиля. Это – один из главных результатов реализации проекта.

Есть ещё ряд важных результатов, позволяющих оценить проект как состоявшийся, реализованный, инновационный (то есть, вызвавший существенные изменения в функционировании образовательных организаций, включённых в реализацию проекта). К таким результатам участники проекта относят:
1. Нормированный опыт взаимодействия школ-ресурсных учреждений и базовых школ, из которых учащиеся приходят в ресурсные, в «сетевые» классы. Все нормы такого взаимодействия оформлены в соответствующие локальные акты и выставлены на сайтах школ. В качестве примера можно привести сайты школы – ресурсного центра МБОУ «Гимназия №1» г. Бийска, заключившая договоры со всеми базовыми школами, и сайт базовой школы, организующей профильную подготовку своих учащихся в ресурсном учреждении, - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Бийска
2. И ресурсное учреждение, и базовые школы через нормативные локальные документы фиксируют договорённости с родителями учащихся, осваивающих образовательную программу в сетевой форме, и самими обучающимися. Образцы и примеры трёхсторонних соглашений так же представлены на сайтах учреждений.
3. Деятельность рабочих групп в учреждениях, организующих реализацию образовательных программ в сетевой форме, направляется соответствующими решениями, положениями, планами.
4. Содержание образования учащихся «сетевых» классов отражено в образовательной программе школы, рабочих программах и учебно-методических разработках учителей, ведущих профильные дисциплины. Все документы представлены на сайтах школ.
5. Творческие группы ресурсных учреждений, разработавших содержание и документальное сопровождение реализации проекта, неоднократно делились своим опытом с коллегами из Бийского образовательного округа, республики «Алтай»,
г. Рубцовска. В рамках проекта разработана программа стажировки на базе ресурсных учреждений для руководителей школ и учителей, реализующих образовательные программы на профильном уровне в сетевой форме. Школы готовы продолжить эту работу с педагогами края и других территорий как через стажировки, так и через выездные практические занятия в период курсовой подготовки.
6. Управление образованием г. Бийска, представленное в проекте начальником Управления Е.В. Андреевой и ведущим специалистом В.Г. Пановой, осуществляло в ходе реализации проекта не только управленческую функцию с особым акцентом на контроле (что фиксируется в пакете приказов по Управлению), но и образовательную функции. За время разработки и реализации проекта Управлением были организованы и проведены не один десяток семинаров, консультаций, методических совещаний по согласованию позиций, содержания и критериев оценки работы каждого участника проекта.

О том, что проект состоялся и существенно преобразил деятельность школ – участников проекта, свидетельствует:
- увеличение количества обучающихся в «сетевых» классах, что является свидетельством востребованности такой формы профильного обучения;
- успешное поступление и обучение в профессиональных образовательных учреждениях, соответствующих избранному профилю, большинства выпускников «сетевых» классов (в МБОУ «Гимназия №1» - 10 из 12 выпускников);
- удовлетворенность участием в проекте и результатами его реализации педагогов: «Нам удалось реализовать цель построения нашей сети, т.е. предоставить учащимся города возможности расширения и углубления знаний, а так же изучения на профильном уровне предметов естественнонаучного цикла вне зависимости от основного места учебы» - Н.Ю. Налимова, ответственная за организацию сетевой формы реализации программы общего образования МБОУ «Гимназия №1»;
- намерение проектных групп школ продолжать работать в проверенной технологии сетевой организации профильного обучения.

Отчёт составлен Т.В. Падалко, куратором Бийского образовательного округа, на основе материалов, представленных руководителями школ, участвовавших в проекте.

.